Тьюторство
КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?
Тьютор – «tutor» в переводе с
английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor –
заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель»,
«страж».
«Современный Оксфордский словарь
английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень,
которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его
подопечным (pupil)».
«…педагог-тьютор в современной
ситуации классического европейского университета проводит еженедельные
индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия
в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных
исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и
Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».
Тьютор – педагог-наставник,
способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе
и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской
системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Тьютор – это тот, кто сопровождает
процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая
профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)
Тьютор – это педагог, который
действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей
индивидуальной образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических
наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной
общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).
ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?
Тьюторство возникает там и тогда,
где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к
вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть
массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного
образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и
т.д.
ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Сопровождать – значит
«сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).
Тьюторское сопровождение – это
особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением
понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик
совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для
эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения
педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания
приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором.
Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить
некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного
анализа.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА?
В основе тьюторской работы лежит
принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и
способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с
индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с
человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком
возможным (создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения,
воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора -создание
индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и
корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов
и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики
– уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и
профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
· Учитель, приходя на урок, имеет и реализует
свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов
учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание,
маршрут и темп.
· Педагог – психолог работает в направлении
изучения и развития психических процессов школьников.
· Классный руководитель организует
взаимодействие школьников, объединенных в классе.
· Тьютор работает с познавательным интересом,
сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О
ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?
Говоря о технологиях тьюторского
сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые
помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью)
учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в
инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как
образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно
решаются с помощью технологий открытого образования
(технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный
туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме,
творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные
игры, робинзонада и т.д.).
Но в арсенале тьютора имеется и
целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической
психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий,
технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым
инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем
педагога-тьютора могут стать открытые образовательные технологии,
вошедшие в технологические пакеты кафедры открытых образовательных технологий,
разработанные преподавателями МИОО.
Особенность тьюторских технологий
заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный
ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится
своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».
ЧЕМ ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ?
Необходимость внедрения технологий
тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений
обусловлена следующими причинами:
1. Технологии тьюторского
сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках
формирования принципиально новой системы непрерывного образования
«постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования
становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих
компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей
жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь». «Ребята должны быть
вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия,
в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и
помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. «Важной
задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося.
2. Приказами Минздравсоцразвития РФ
от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008
г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные
квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного
профессионального образования, в том числе, должность тьютор.
ПОЧЕМУ, НЕСМОТРЯ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ
ВВОДИТЬ В ШКОЛЕ ДОЛЖНОСТЬ ТЬЮТОРА, РУКОВОДИТЕЛИ ШКОЛ НЕ СПЕШАТ ЭТО
ДЕЛАТЬ?
1.
На сегодня в стране еще нет пока дипломированных специалистов,
подготовленных к работе в должности «тьютор». Первые кафедры тьюторского сопровождения
появились совсем недавно, в университетах Москвы, Томска и Ижевска.
Выпускники придут в школы не раньше, чем через 2-3 года.
2.
Не до конца еще разработан и принят пакет нормативных документов,
регламентирующих деятельность тьютора.
3.
Тьюторство – это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что
влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли,
осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного
процесса, практического освоения других технологий, в том числе и
технологий открытого образования.
4.
Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в
процессе тьюторского сопровождения педагогов специалистами, понимающими и
принимающими философию открытого образования, профессионально владеющими
технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в
стране тоже пока еще очень мало.
ЧТО СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ
ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?
В современной системе образования
сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально
работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих
тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского
сопровождения.
А отсюда, главная задача системы
повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в
формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского
сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.
|